Эксперт НДС

Программа АСК НДС 2

АСК НДС представляет собой систему контроля возврата платежа на добавленную стоимость. Данное автоматизированное нововведение работает с 2013 года. АСК НДС декларациям, в которых заявлено возмещение платежа из федерального бюджета, в автоматическом порядке присваивает определенную степень риска.

Если согласно АСК НДС присвоена средняя или повышенная степень налогового риска, к таким декларациям повышается внимание со стороны фискального органа, они особо тщательно анализируются при камеральной проверке. Согласно статистике, АСК НДС каждую ¼ года относит около десяти процентов деклараций к группе риска в Свердловской области.

За счет отбора с использованием АСК НДС сомнительных процедур обеспечивается повышенный контроль со стороны налоговых органов, оперативно вычисляются разные схемы мошенничества и прочие правонарушения. Менее трети плательщиков после процедуры проверки принимают решение об отказе от возмещения и сдают уточненки.

Суть программного комплекса АСК НДС 2

Наибольшая часть поступивших доходов бюджета в Свердловской области, согласно данным статистики, была обеспечена за счета налога на добавленную стоимость. Внедрение программы АСК НДС 2 позволило повлиять на рост поступлений платежа.

В 2015 году был внедрен второй этап системы. Актуален вопрос, как работает данная программа. Система после изучения расширенных деклараций позволяет с высокой точностью установить налоговые ошибки в цепочке отношений плательщиков и контрагентов, выявить некорректные вычеты.

Данная система производит автоматизацию налоговых операций и снижает влияние человеческого фактора. При помощи программы можно обеспечить сохранность счетов-фактур, деклараций, а также сведений о сделках, при этом создавать налоговый архив организаций и ИП.

Такая мера позволяет налоговой службе устанавливать, кто является добросовестным налогоплательщиком, а кто периодически совершает правонарушения, что позволяет уменьшить долю незаконного возврата отчислений.

Основное отличие данного сбора от других в том, что плательщик по результатам отчетного периода устанавливает разницу между сбором от покупателей и сборам, перечисленным поставщикам (возмещение). Если размер вычетов больше общего размера налога, исчисленного по операциям, которые облагаются тарифом, то разница подлежит возмещению после организации камерального исследования.

Все декларации в обязательном порядке подвергаются камеральной проверке в течение ¼ года. С 2015 года ФНС имеют право требовать данные не только по декларациям, могут быть затребованы также и счета-фактуры, первичные и прочие документы при расхождениях между данными плательщика и контрагентов. Расхождения выявляются с использованием системы, чтобы действие происходило автоматически. Именно с этой целью и была внедрена программа.

Алгоритм работы АСК НДС 2

При условиях снижения экономических показателей правительство ищет варианты увеличения поступлений в бюджет. Один из перспективных способов – борьба со схемами уклонения от внесения налоговых взносов. Для этого активно применяются современные технологии, например, программа АСК НДС 2.

Комплекс разработан для контролирования внесения платежа. Схема работы АСК НДС 2 основывается на нюансах данного взноса. При исчислении платежа лицо вычитает из суммы входной сбор по купленным товарам, чем уменьшает окончательный размер взноса.

В связи с этим частый способ незаконного получения платежа – применение подставных фирм, что является серьезным нарушением. Плательщик получает от однодневки счета-фактуры, регистрирует их в книге покупок и уменьшает размер взноса. При этом однодневка часто не уплачивает отчисления совсем.

Налоговые органы выявляли данные связи и схемы, однако раньше это было проблематично из-за необходимости обработки огромного числа данных. После перевода отчетности в электронный вид и внедрения систем контроля, работа упростилась.

В программе в автоматическом порядке проверяются данные о плательщике и счета фактуры. При разрыве связей, расхождениях, направляется запрос на уточнение информации. При необходимости налоговики проводят глубокую проверку.

По итогам исследования программой могут быть выявлены ошибки двух видов:

  • Тип «Налог на добавленную стоимость» – в такой ситуации плательщик и контрагент сдавали декларации, между которыми есть несоответствия.
  • Тип «Разрыв» – несоответствие появилось, если контрагент не представил отчетность по сбору.

При установлении необходимости тщательной проверки организации учитывается степень риска, который оценивается по разным факторам – размеру активов, показателям уставного капитала, размеру прибыли и т.д.

Риск, согласно программе, может быть низкий, средний или повышенный. Низкий – означает, что компании своевременно вносят все отчисления. Средний риск значит, что субъект допускает нарушения, но незначительного объема. Часто высокий риск присваивается организациям – однодневкам без активов, неплательщикам.

Таким образом, в основе работы программы лежит сопоставление информации входящих или исходящих счетов-фактур сторон сделки. Если есть расхождения, фискальным органом запрашиваются пояснения, либо выполняется налоговая проверка.

Цель внедрения АСК НДС 2: борьба с однодневками

Программа АСК НДС 2

Основная цель внедрения системы АСК НДС 2 – выявление налоговыми органами разрывов в декларациях по НДС, установление наличия в цепочках фирм-однодневок. При помощи программы устанавливается конечный приобретатель выгоды, который получает необоснованную выгоду из-за несоответствий в налоговых платежах.

В рамках работы программы устанавливается группа риска для организаций. Высокий риск говорит о том, что компания является однодневкой. К среднерисковым организациям относят те, которые не совершали серьезных правонарушений, компании с низкой степенью риска исполняют налоговые обязательства добросовестно.

Результаты оценки программы применяются для определения деклараций к возмещению, которые требуют налогового контроля. Помимо этого, могут быть выявлены расхождения при составлении деклараций. Устанавливается роль плательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска приобретателя выгоды.

Судебная практика по использованию налоговиками АСК НДС 2

Судебная практика

Выявленные налоговые разрывы по программе встречались редко в судебной практике. Это связано с тем, что программа является внутренней базой налоговых органов, и к ней нет публичного доступа. Суд может не признать данные из внутреннего ресурса как доказательную базу.

Помимо этого, наличие налогового разрыва не является доказательством того, что выгода от налогов не имеет обоснований. Данный разрыв принимается как результат соотношения числовых данных в декларациях. Если есть несоответствия, это становится причиной для проверки.

При этом информация из программного комплекса уже имела место в судебной практике, не только в делах, связанных с вычетами по налогам. Например, в 2016 году было рассмотрено дело. Доказательства в программе одна из сторон заявила в гражданском
споре, который проходил между юридическими лицами в отношении фальсификации подписи в контракте.

Организация обратилась в судебную инстанцию для взыскания с контрагента долга по договору поставки. Однако покупатель заявил, что подпись руководителя ненастоящая, следовательно, сделка не была заключена.

Для доказательства отгрузки поставщик представил договор и накладную о приеме продукции, письма и ответы между заинтересованными сторонами, письмо из налогового органа о том, что ФНС обнаружила счет-фактуру на поставку. Данная счет-фактура была найдена путем сопоставления декларация в системе АСК НДС 2.

Органами было подтверждено, что покупатель заявил вычет, так как продавец отразил в декларации сделку и внес НДС. Суд сделал вывод, что покупатель скрыл данные о поставке, не заявлял о подделке доказательств, с покупателя была взыскана сумма долга и неустойка.